Календарь событий

«Купить, нельзя отказаться» или «купить нельзя, отказаться». Как оценить понравившуюся франшизу?

«Купить, нельзя отказаться» или «купить нельзя, отказаться». Как оценить понравившуюся франшизу?

28.03.2019

Основные факторы оценки франшизы:


I. Предложенные товары или услуги.

В первую очередь, рассматриваются имидж и нововведения товара для того, чтобы выяснить, в какой степени он утвердился на данном рынке. В противном случае франчайзи рискует получить товар с неизвестными шансами на успех, или товар, который находится на этапе упадка своего жизненного цикла. Очень полезным будет и анализ степени успешности товара/услуги на других рынках, которые имеют аналогичные характеристики. В дальнейшем осуществляется изучение фактического и потенциального (максимально возможного) спроса, а также положение конкурентов на рынке. Это позволит выявить шансы франчайзи на получение доли на рынке, достаточной для того, чтобы достичь потолка рентабельности и получить прибыль. Особое внимание обращается на перспективу рентабельности бизнеса по истечении 3-5-7-10 лет. Изучение сезонности спроса дополнит общую картину и даст возможность проанализировать финансовое состояние и потока наличных. Рассмотрение вопросов, связанных с особыми или уникальными характеристиками франшизы позволяют франчайзи определить, действительно ли она предоставляет что-то ценное, то, что невозможно получить без помощи франчайзера. Одновременно полезно осуществить и сравнительный анализ конкурентов, и их предложения.

177_retouch_web.jpg

Пример франшизы с ценностной предложением: STEM-школа Inventor

II. Территория и местоположение.

Эксклюзивность (или исключительность) на определенной территории является весьма важной характеристикой франшизы. И чем территория шире, период эксклюзивности - больше, и возможности для его нарушения конкурентами - меньше, тем выше ценность франшизы. Франчайзер, однако, не может гарантировать франчайзи отсутствие конкуренции вообще. 

Во-первых, потому, что на данной территории могут действовать несколько франчайзеров, предлагающих аналогичные франшизы. Во-вторых, никто не может гарантировать отсутствие случаев обращения клиентов к франчайзи действующих на соседних территориях. Поэтому франчайзи заинтересован в том, чтобы тщательно анализировать свою будущую территорию на предмет эксклюзивности. Одновременно и франчайзер должен уделить внимание этой проблеме для того, чтобы обеспечить как можно больше преимуществ для своего франчайзи (по количеству потенциальных клиентов, их покупательной способности и др.).

Размещение зданий и помещений франчайзи также является важным фактором, учитывая тот факт, что центральные части городов наиболее привлекательные с торговой точки зрения (более интенсивные потоки покупателей и транспорта). Так, например, компания McDonald's отбирает лучшие места для размещения своих ресторанов, очень хорошо осознавая, что более высокие расходы аренды или покупки этих участков полностью окупятся благодаря более высокому уровню продаж. Другим фактором, требующим внимания, является собственность здания и помещения, используемые для бизнеса. Этот вопрос становится особенно острым к моменту окончания договора франшизы. Если владельцем является франчайзи, тогда он становится гораздо более независимым в принятии решений относительно дальнейшей судьбы бизнеса (продолжение или прекращение деятельности, ориентация на новые виды бизнеса, продажа здания и т.п.). Если же недвижимость является собственностью франчайзера, то у него есть возможность не продлевать договор и, в то же время, сохранить хорошее место для бизнеса. В случае, когда соответствующие площади арендованы, преимущества не столь очевидны, хотя арендатор (франчайзи или франчайзер) имеет больше рычагов для влияния и маневрирования.

1970324845957925_1874.jpg

Пример франшизы с продуманной картой покрытия: Франс.уа

III. Пакет франшизы.

Пакет франшизы представляет собой совокупность отношений между франчайзером и франчайзи. Их содержание отображается в учебном пособии, договоре франчайзинга и, частично, в рекламных материалах франчайзера на предоставление франшиз. Платежи являются одной из основных составляющих пакета франшизы. Стратегии их установления франчайзерами сильно отличаются. Таким образом, франчайзер, что требует высокий первоначальный взнос и низкий роялти, является достаточно опасным, так как его стратегия может привести к финансовой «пирамиды». Низкое роялти, в свою очередь, может служить признаком высоких надбавок на товары, материалы и оборудование, полученные от франчайзера. А низкий первоначальный взнос может означать либо то же самое, либо невысокий уровень роялти. Некоторые франчайзеры устанавливают постоянный уровень роялти в денежном выражении (а не в процентах), который необходимо выплатить независимо от продаж. В этом случае необходимо провести тщательные расчеты для того, чтобы выявить экономическую обоснованность этого роялти для франчайзи. Расходы на рекламу обычно распределяются между франчайзером и франчайзи. Проблема заключается лишь в установлении соответствующей пропорции. Для того, чтобы она была справедливой, важно рассматривать такие аспекты, как: объект рекламы (франшиза вообще или предложение франчайзи на данной территории) и территория распространения рекламы (местный, региональный, национальный уровни).

Другая проблема из области «кто, за что платит» относится к обучению франчайзи. Обычно основным направлениям начального обучения являются: операционные методы и процедуры, финансовый контроль, обслуживание машин и оборудования, отбор персонала, законодательная специфика. Кроме того, могут быть предусмотрены и некоторые периодические курсы повышения квалификации, связанные с конкретными практическими проблемами, с которыми сталкивается предприятие (менеджмент, маркетинг, законодательство, технические аспекты и др.). Анализ необходимости таких курсов (классического типа или без отрыва от производства) осуществляется через призму соотношения затраты-результат.


Перечень проверенных франшиз, которые можно покупатьhttps://franchisegroup.com.ua/ru/buy-franchise/

Назад

Хотите получать свежие новости?

Отправьте нам свой электронный адрес