Антикризис для бизнеса: тестируем онлайн-направление, замораживаем цены и просим арендные каникулы
![]()
Вадим Рогульский, финансовый аналитик Franchise Group
1. Дешевые товары с высокой оборачиваемостью. Нужно пересмотреть ассортимент, в ближайшее время в тренде будут очень дешевые товары и очень дорогие. В кризис средний ценовой сегмент страдает больше всего. Поэтому инвестируйте в запасы дешевых товаров с высокой оборачиваемостью.
2. Замещение импорта отечественными товарами тоже будет в тренде.
3. Развитие онлайн-услуг. Урок игры на гитаре или вокала онлайн, замеры окон онлайн, урок английского онлайн, обучение онлайн, консультация финансиста онлайн (ну вы поняли намек). Это всего лишь небольшой список того, что можно делать онлайн. Давно хотели протестировать эту нишу? Кризис дает нам возможности роста.
4. Доставка товаров, еды. Интернет-магазины оказались не готовы к такой нагрузке. Даже в Минске, где нет карантина, интернет-торговля выросла на 30-50%. Интернет-магазины оказались не готовы и посыпались… Что же, настало время усилить инфраструктуру.
5. Заморозка цен, перенос оплат. С каждым крупным поставщиком имеет смысл переговорить на предмет временной заморозки закупочных цен и переноса оплат. Если вы выстраивали долгосрочные отношения, он вполне может пойти на уступки, понимая будущие перспективы.
6. Кэш – король! Старая и мудрая истина, особенно в кризис. Нужно поставить на стоп инвестиции на ближайшие два-три месяца. Сидеть в долларах – лучший рецепт на сегодня. К примеру, Баффет сейчас держит почти треть своих активов ($120+ млрд) на счетах. Учимся у великих.
7. Бартер. Да, в кризисные времена, когда у всех проблемы с деньгами, бартер – отличный способ торговли. Вспомните лихие 90-е!
8. Режим максимальной экономии. Постарайтесь определить те затраты, которые являются критически важными, а все остальное – урезать или перенести на другие периоды.
9. По аренде есть несколько вариантов – арендные каникулы, снижение ставки. Если ставка привязана к валюте – фиксация курса. Партнерское разделение убытка от роста курса – тоже хороший вариант.
10. Сотрудники. Самый сложный вопрос. Если ваш бизнес позволяет работать удаленно, тут все понятно. Но в реальном секторе, придётся отправить часть людей во временный отпуск. Ни в коем случае не разбрасывайтесь людьми! Помните, проблема с персоналом станет очень острой сразу после кризиса. Коммуникация с персоналом сейчас очень важна.
11. Наводим порядок на складе. Как раз отличное время продать то, что давно лежит (товары, неиспользуемое оборудование). Акции, скидки, дополнительная мотивация для продавцов помогут избавиться от балласта и получить деньги.
12. Если у вас кредит в валюте, нужно договариваться с банком и переводить долг в гривны. Особенно, если у вас нет валютной выручки. Аналитики Dragon Capital и Capital Times прогнозируют дальнейший рост курса до 30 грн в базовом сценарии развития событий и до 35 грн – если все будет плохо.
13. Систематизация, стратегия, обучение. Многие предприниматели так давно хотели поработать над стратегией, навести порядок в финансах, наконец-то разобраться в маркетинге и т.д. Но на это никогда не хватало времени. Отличная возможность, чтобы систематизировать бизнес и навести порядок, прокачаться в нужных областях, а также подумать о будущем. На какие товары/услуги будет бум после кризиса? Как нам к этом подготовиться, чтобы поймать волну роста?
14. Берегите в себе человека. Друг познается в беде, а партнер/подрядчик – в кризисе. Все, кто сейчас пытается нажиться на панике, что-то заработают, но потеряют доверие и уважение своих клиентов в длительной перспективе. Именно сейчас проявятся настоящие ценности компании, о которых так много все рассказывали в последнее время.
Берегите финансы и будьте здоровы!
Назад
Хотите получать свежие новости?
Отправьте нам свой электронный адрес