Календарь событий

Плагиаторы наступают: как воруют франшизы!

Плагиаторы наступают: как воруют франшизы!

21.11.2019

1.1.png


Успех франчайзинговых проектов манит плагиаторов, которые присваивают логотипы, рецепты и дизайн заведений.

Виктория Антоненко, юрист Franchise Group советует, как защититься от копий.

В Украине все чаще пытаются скопировать франшизы или просто успешные форматы или спецпредложения кафе и ресторанов.

17 октября создатель «Ресторанов семьи Димы Борисова» на своей странице написал о плагиате сидерии «Белый налив». В октябре появился 13-й объект сети, которое славится сидром и устрицами. Но черниговские бизнесмены не стали тратиться на франшизу, а открыли заведение под названием «Пьяный налив».

5.png

Интересно, что сплагиатили не только название, но и спецпредложение по устрицам, и даже акции в Инстаграме.

В августе этого года популярный проект «Сімейна пекарня», который с 2017 года развивается по франшизе и запустил более сотни объектов, стал источником вдохновения для «Сімейної випічки», где также продаются слойки и пирожки.

Плагиаторы скопировали узнаваемый дизайн с веткой и нагло обманывает покупателей. Если в августе казалось, что это единичный случай, то сейчас очевидно, что «Сімейна випічка» — субарендатор киосков БКК с социальным хлебом в столице.

Найди 5 отличий.png

Круассаны для курортников! 

Летом этого года копию Lviv Croissants собственники настоящего бренда обнаружили в Скадовске. Юристы бренда обратились с заявлением в полицию. Но любители круассанов из приморского города поспешили сменить название на Galich Croissants.

Это им не помогло: Lviv Croissants подали заявление в Антимонопольный комитет Украины заявление о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции. В итоге нарушители вынуждены были остановить свою работу.

Свежий пример – 29 октября собственница одесской марки Truckttoria Food Truck  сообщила, что дизайн и меню точек Truckttoria Food Truck полностью скопирован предпринимательницей из Киева, которая продает фаст-фуд в очень похожих траках Bull truck.

3.png

4.png

«Оказывается, вот так строят бизнес успешные предприниматели. И действительно, зачем придумывать что-то своё, тратить время и деньги на создание проекта, когда можно просто приехать в Одессу и скопировать все, вплоть до лампочек?»,

 — возмущается Виолетта.

Предпринимательница пишет, что пересмотрела планы и решила как можно быстрее открыться в Киеве.

2.png

Угнали целую франшизу!

Собственность украинских предпринимателей активно копируют и за рубежом.

В начале года создатели популярного в Киеве веганского сендвич-бара Orang+Utan пожаловались на собственников минского кафе Green+Go, которые скопировали дизайн.

7.png

8.png

Как оказалось, минчане обращались к основателям киевского сендвич-бара с предложением о франшизе или партнерских отношениях. 

«Мы сделали им предложение, которое они согласились обдумать. Ответ они не дали, но в итоге мы увидели это заведение», 

— рассказали журналистам в администрации Orang+Utan.

В январе о наглом воровстве франшизы сообщила «Супкультура». Патент бренда защищен в Европе и Украине, а вот в России некое Good soup украли идею, фото, но и сразу заявили о продаже франшизы, не открыв даже первую точку.

9.png

10.png

Кирилл Пузенко, основатель бренда рассказал, что в итоге они ничего не предпринимали кроме освещения этой ситуации в Фейсбуке – плагиаторы сами пропали.

Показательно, что оборудование плагиаторам поставлял украинский завод, который разрабатывал первую печь по заказу «Супкультуры».

Все последующее оборудование производилось в Польше. Кроме того, «Супкультура» защищена патентом на способ подачи в Украине.

«Я советую всем предпринимателям, а особенно собственникам франшизы, заранее регистрировать защитные документы»,

— говорит Кирилл.

11.png

Как обезопасить франшизу от воровства?

Виктория Антоненко, юрист Franchise Group, рекомендует собственникам максимально защитить франшизу. Говоря юридическим языком, это означает комплекс объектов права интеллектуальной собственности, который включает не только торговую марку, бренд, различные произведения, дизайн, фотографии, но и программное обеспечение, полезные модели, промышленные образцы, коммерческую тайну, бизнес-модель, базы данных, технологии.

Также в этот комплекс входит коммерческий опыт и деловая репутация правообладателя.

Чтобы усилить свою позиции на случай защиты франшизы Виктория рекомендует предпринимать следующие шаги:

- Определить перечень составляющих франшизы, которые могут быть объектом «воровства», и права, на которые представляется возможным защитить.

- Проконсультироваться со специалистами, зарегистрировать свои права на указанные объекты, а если регистрация прав не возможна, тогда предпринять действия для обеспечения их охраны от незаконного использования. Например, права на коммерческую тайну не регистрируются, в таком случае необходимо определить перечень информации, которая является коммерческой тайной.

- Разработать внутренние документы, которые будут регулировать порядок доступа и использования такой информации, а также подписать договоры о неразглашении коммерческой тайны.

Если собственник франшизы обнаружил, что логотип, спецпредложения или меню скопировали, то первым делом следует определить, права на какие из объектов были защищены (зарегистрированы или не зарегистрированы).

Второй этап включает в себя фиксирование нарушения прав, другими словами, сбор и подготовку доказательств нарушения прав.

Эксперт считает, что подача в суд перспективна, если позиция подтверждена доказательствами.

«В нашей стране создается все более качественная судебная практика в спорах о правах интеллектуальной собственности», 

— отмечает Виктория.

Также может быть успешным опыт обращения в Антимонопольный комитет может. В этом случае у заявителя должны быть документы или другие доказательства, подтверждающие его права на торговую марку, коммерческое (фирменное) наименование, оформление упаковки, произведенный товар и т.д.

Назад

Хотите получать свежие новости?

Отправьте нам свой электронный адрес